Суббота, 11.05.2024, 22:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ «СОШ №20» ИГОСК              

Меню сайта
Категории раздела
"Учимся вместе"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы учителя по технологии Воронина Сергея Георгиевича

Технология 6 класс.

 Урок № 9.              

Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.

Тема. Организация и безопасность труда. Чертежи тел вращения.

Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с содержанием занятий в школьных мастерских, организацией труда, с правилами внутреннего распорядка и безопасности труда. Расширить понятия учащихся об элементах графической грамоты, научить читать и выполнять  эскизов, чертежей деталей цилиндрической формы.

                      2. Способствовать развитию сенсор­ной сферы учащихся (развитие глазомера,  точности и тонкости различения цвета, формы).

                      3.Способствовать формированию и развитию эстети­ческих качеств личности.

 Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет  трудового обу­чения;

— инструменты, приспособления;

— материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

учебник, рабочая тетрадь;

— дополнительная литература (слова­ри, справочники);

— плакаты;

— таблицы;

— учебно-техническая документация (утд):

— образцы объектов труда.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа.

 

                  

Ход урока.

 

I. Организационный момент:

приветствие;

— проверка явки учащихся;

— заполнение учителем классного жур­нала;

— доведение до учащихся плана урока.

II. Новый материал

       1) Организация рабочего места и труда.

        На рабочем месте в учебной мастерской должны находиться только те предметы, которые необходимы для работы. Располагают их так, чтобы ими было наиболее удобно пользоваться. Все заготовки и инструменты кладут в зоне досягаемости рук. Чертеж или эскиз изготавливаемого изделия должен быть хорошо виден работающими.

        При правильной организации рабочего места затрачивается меньше времени и сил на выполнение определенной работы – повышается производительность труда.

        2) Правила внутреннего распорядка и организация рабочего места.

- Занимать и оставлять рабочее место можно только с разрешения учителя.

- Перед работой проверить состояние рабочего места и инструментов. Обнаружив неисправные инструменты, сообщить учителю.

- Работать в спецодежде, иметь при себе дневник, тетрадь, резинку, карандаш, ручку.

- Рабочие инструменты на столярном  верстаке класть в лоток режущей частью от себя, на слесарном и универсальном – так, чтобы ими было удобно пользоваться.

- Не класть тяжелые предметы на край верстака. Следить за тем, чтобы режущие части инструментов не свисали с верстака.

- Работать только исправным и остро заточенным инструментом, не отвлекаться во время работы, контролировать ее выполнение.

- Строго соблюдать установленные для каждого вида работы правила безопасности.

- В случае недомогания или получения травмы немедленно сообщить об этом учителю.

- После работы очистить инструменты и поместить их в отведенные для них места, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.

        3) Графическое изображение деталей цилиндрической формы.      

        На уроках труда мы будем изготавливать изделия, которые наряду с плоскими прямоугольными деталями содержать и детали цилиндрической формы. Такую форму имеют, например, ручки киянок, лопат, граблей и др. В конструкторской документации цилиндрические детали изображают так, как это показано на рисунке.      При выполнении чертежей простых деталей, имеющих цилиндрическую форму, можно ограничиться одним главным видом. Знак  диаметра и осевая линия на изображении свидетельствуют о цилиндрической форме детали. Другие виды показывают только в том случае, если на деталях есть элементы, форму которых трудно показать по одному виду. Детали цилиндрической формы часто имеют такие конструктивные элементы, как фаски, галтели, буртики и др. Размеры фаски на чертеже указывают записью типа 3 х 45о, где 3 – высота фаски, 45о – угол, под которым она выполнена.

                    Конструктивные элементы цилиндрических деталей.

         Чтобы изготовить изделие, состоящее из нескольких деталей, нужно сначала сделать отдельные детали по их чертежам, а затем собрать изделие. Для сборки изделия из готовых деталей применяют сборочные чертежи.

         Сборочный чертеж относится к конструкторской документации. На нем изделие

изображают в собранном виде со всеми входящими в него деталями.

           В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия, масштаб и другие данные, относящиеся к изделию в целом. В учебных чертежах над основной надписью располагают таблицу – спецификацию, содержащую основные данные о входящих в изделие деталях. В первой графе спецификации указывают порядковые номера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записывают сверху вниз. Во второй графе указывают название каждой детали. В двух последующих графах указывают количество деталей и материал, из которого они изготовлены. Последняя графа – примечание. В ней могут содержаться данные об особенностях того или иного материала. Около изображения каждой детали на сборочном чертеже наносят номер позиции, присвоенной данной детали в спецификации. На сборочном чертеже наносят только те размеры, которые необходимы для правильного соединения деталей друг с другом.

III. Закрепление материала.

Вопросы:

- Основные правила внутреннего распорядка в учебных мастерских.

- Основные правила организации рабочего места.

- Особенности графического изображения деталей цилиндрической формы.

- Изображение конструктивных элементов (фасок, галтелей, пазов, буртиков и др.).

IV. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

— разъяснение задач практической ра­боты;

2.Чтение чертежей деталей цилиндрической и фасонной форм.  (Используются учебные таблицы и классная доска).

3. Вычерчивание эскиза картофелемялки в рабочих тетрадях.

Вспомнить, что такое эскиз. Эскиз – это изображение детали, выполненное от руки, без соблюдения точного масштаба, с выдерживанием пропорции между частями детали. Правила построения эскиза, нанесения размеров.

 

4.Текущий инструктаж учителя (про­водится по ходу выполнения учащимися са­мостоятельной работы):

5. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

— разбор типичных ошибок учащихся;

— вскрытие причин допущенных учащи­мися ошибок;

— повторное объяснение учителем спо­собов устранения ошибок.

V.Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

2. Задание на дом:

    - подобрать, вычислить, проставить свои размеры картофелемялки.

 

Технология 6 класс.              

Урок № 10.

Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.

Тема. Понятие о машине.

Цели урока: 1. Дать понятие о машине, о роли машин в современном производстве. Ознакомить с их классификацией, графическим изображением некоторых механизмов и научить составлять простейших кинематических схем.

                      2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча­щихся к предмету, графических способностей.

                      3. Воспитание бережного отношения к технике.

Оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обу­чения;

— станки, машины;

— инструменты, приспособления;

— материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

учебник (учебное пособие);

— рабочая тетрадь;

— сборник заданий;

— дополнительная литература (слова­ри, справочники);

— плакаты;

— таблицы;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа.

 

                                        Ход урока.

 

 I. Организационный момент.

приветствие;

— проверка явки учащихся;

— заполнение учителем классного жур­нала;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

— доведение до учащихся плана урока.

II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания. Повторение.

- Анализ подобранных размеров картофелемялки.

Вопросы для повторения:

- правила внутреннего распорядка и организации рабочего места;

- особенности выполнения чертежей деталей цилиндрической формы;

- изображение конструктивных элементов;

- особенности сборочных чертежей.

III. Изложение нового материала.

          1) Роль машин в современном производстве.

          Машины используют во всех отраслях народного хозяйства и в быту. Они выполняют разнообразные функции и работают в самых различных условиях. Все это учитывается при конструировании машин. Поэтому по устройству и принципу действия машины могут сильно отличаться друг от друга.

          2) Понятие о машине.

          Машина – техническое устройство, состоящее из механизмов и преобразующее энергию, материалы или информацию. Например, при работе сверлильного станка происходить преобразование электрической энергии в механическую, необходимую для изготовления деталей из древесины и металлических материалов.

          Основные механизмы машины:

- двигательный;

- передаточный;

- исполнительный.

          3) Классификация машин.

 

         Термины «транспортный», «транспортирующий» происходят от латинского слова, означают в переводе «переносить, перемещать, перевозить». Термины «информация» и «машина» переводятся с латинского соответственно как «разъяснение, изложение» и «сооружение». Термин «энергия» в переводе с греческого означает «деятельность».

           4) Механизмы машин.

           Механизм – совакупность подвижно соединенных деталей (звеньев), совершающих под действием приложенных сил определенные целесообразные движения. Различают механизмы передачи движения и механизмы преобразования движения.

           В каждом механизме есть ведущая и ведомая детали. Ведущая приводится в движение внешней силой (двигателем, рукой и др.), а ведомая получает движение от ведущей. Отношение частоты вращения ведущего звена механизма к частоте вращения ведомого называется передаточным числом и выражается через отношение диаметра D(или числа зубьев z2) ведущего шкива к диаметру D1 (или числу зубьев z1) ведомого шкива: u = D2|D1 = z2|z1.

               5) Схемы.

           Схема – документ, содержащий изображение составных частей изделия и поясняющий связи между ними. На схемах детали показывают условными обозначениями и приводят не все детали, из которых состоит сборочная единица механизма и прибора. Кинематические схемы показывают передачу движения.

IV. Практическая работа.

1) Вычерчивание условных обозначении для кинематических схем.

2) Вычерчивание кинематической схемы токарного станка по обработке древесины СТД – 120.

3) Обсуждение кинематики станка.

V. Заключительная часть.

1) Подведение итогов занятия.

2) Задание на дом:

     - начертить кинематическую схему зажима столярного верстака.

 

Технология – 6 класс.                       Урок № 11.

 

Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.

Тема. Токарный станок по дереву.

 Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка по обработке древесины (СТД-120М), с правилами организации труда, подготовки станка к работе и правилами техники безопасности.

                        2.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча­щихся к предмету, овладению учащи­мися всеми видами памяти.

                        3. Воспитание бережного отношения к станочному оборудованию, к режущим инструментам.

                        4. Обобщить у учащихся знания о сфе­рах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Оснащение урока.

  1. Материально – техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обу­чения;

— станок СТД 120М,

— инструменты, приспособления;

— материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

учебник (учебное пособие);

— рабочая тетрадь;

— дополнительная литература (слова­ри, справочники);

— плакаты;

— таблицы;

— учебно-техническая документация (утд):

• технологические карты (ТК);

• инструкционные карты (ИК);

• инструкционно -технологические карты (ИТК);

— образцы объектов труда;

— образцы поузловой обработки изде­лий;

— материалы для контроля знаний уча­щихся:

— карточки-задания,

— тесты.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ, объяснение, показ, практическая работа.

 

                                                Ход урока.

 

1.Организационный момент.

приветствие;

— проверка явки учащихся;

— заполнение учителем классного жур­нала;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

— доведение до учащихся плана урока.

II. Проверка учащимися домашнего задания. Повторение.

- Проверка кинематической схемы зажима столярного верстака.

Вопросы для повторения (фронтальный опрос учащихся).

- Роль машин в современном производстве?

- Что такое машина, из каких частей она состоит?

- Классификация машин, чем отличаются рабочие машины от энергетических?

- Какие виды механизмов вы знаете?

III. Изложение нового материала.

     1) Назначение токарного станка по дереву.

Изготовление цилиндрических деталей вручную – трудоемкая и длительная работа. Да и трудно получить изделие хорошего качества. Гораздо быстрее и точнее можно сделать цилиндрическую деталь на токарном станке. (Показываются изделия, изготовленные на токарном станке путем точения). Рассказывается технологические возможности станка.

     2) Устройство станка.

Основные части токарного станка:

    - передняя бабка,                          - подручник,

    - задняя бабка,                              - электродвигатель.

    - станина,

  Корпус передней бабки расположен на станине. В нем установлен шпиндель, который приводится во вращательное движение от электродвигателя через ременную передачу. На шпинделе крепится двухступенчатый шкив, следовательно, шпиндель может иметь две ступени вращения. Устанавливается он в подшипниках. На конце шпинделя нарезана резьба, на нее навинчивается патрон, в котором закрепляется заготовка.

Задняя бабка служит для закрепления центра, которым поддерживается заготовка (правая опора). Заднюю бабку подводят по направляющим станины и закрепляют неподвижно болтом и гайкой. Окончательно конец заготовки поджимают специальной деталью – центром. Его перемещают вращением маховика и закрепляют зажимом.

Подручник состоит из следующих деталей: гайки с рукоятками, прижима, болта, бруса с прорезью, стержня, рукоятки. Подручник можно перемещать вдоль станины закреплять в нужном месте.

Включение и выключение станка осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».

3) Процесс резания (точения).

Точение – это операция обработки материалов снятием стружки для получения деталей с поверхностями вращения и их различных сочетаний. Процесс точения древесины осуществляется двумя основными движениями.

Главное – вращательное движение заготовки.

Движение подачи – ручное перемещение инструмента. Вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.

4) Подготовка станка к работе и выбор заготовок.

На токарном станке обтачивают в основном заготовки из древесины лиственных пород – березы, бука, клена, липы, ольхи, ясеня. Они должны быть сухие, без сучков и трещин. Желательно использовать древесину с волнообразным расположением  волокон: такие заготовки в процессе обработки меньше трескаются, не раскалываются.

                                               При подборе заготовок учитывают припуск на точение       

                                                      и крепление в станочных приспособлениях: 5-6 мм. по

                                                       диаметру и 40-60 мм. по длине. На торцах заготовки                                 

                                                       проводят диагонали. Полученные точки в местах их

                                                       пересечения накалывают шилом или наносят кернером

                                                       Рубанком сострогают боковые грани бруска, придавая

                                                       Заготовке форму восьмигранника.

                                                                 Заготовки небольшого диаметра и длиной до 150

                                                       мм. закрепляют в патроне. Перед этим конец заготовки немного сострагивают под конус, забивают в патрон.

Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце. Для этого в центре торца заготовки просверливают отверстие диаметром 4-5 мм. На глубину 8-10 мм. После этого через центр отверстия делают пропил ножовкой на глубину 3-5 мм. В центре другого торца заготовки кернером делают        углубление.   

Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе. Заготовка зажимается центром задней бабки. Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами. Длина шурупа подбирается так, чтобы шуруп не входил в обрабатываемую заготовку.

Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная поверхность была на 2-3 мм. выше уровня линии центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на один оборот.

5) Правила безопасности труда.

- Работать только в специальной одежде.

- Перед началом работы проверить исправность защитных сооружений.

- Для проверки исправности станка сначала провернуть шпиндель от руки, а затем запустить на холостом ходу.

- Не прикасаться к движущимся частям станка, не облокачиваться на станок и не тормозить его после выключения руками.

- Останавливать станок при измерении обрабатываемой заготовки, смене и проверке надежности ее крепления, а также при перерыве в работе.

- Во всех случаях неполадок и при возникновении любых неясностей работу прекратить и обратиться за помощью к учителю.

IV.Закрепление материала.

      - Назовите основные части станка.

      - В чем назначение передней, задней бабок и подручника?

      - Для чего служит патрон и планшайба?

V. Практическая работа.

      1) Подготовка заготовок.

      2) Упражнения по закреплению заготовок.

VI.Заключительная часть.

      - Уборка рабочих мест. – Подведение итогов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sosh20 (03.04.2018)
Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Зачисление в ОУ
Электронный журнал
Конституция РФ
Сайт ГМУ
ОО АИГОСК
МО СК
МО и науки РФ
РОСОБРНАДЗОР
Календарь