Технология 6 класс.
Урок № 9.
Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.
Тема. Организация и безопасность труда. Чертежи тел вращения.
Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с содержанием занятий в школьных мастерских, организацией труда, с правилами внутреннего распорядка и безопасности труда. Расширить понятия учащихся об элементах графической грамоты, научить читать и выполнять эскизов, чертежей деталей цилиндрической формы.
2. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета, формы).
3.Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет трудового обучения;
— инструменты, приспособления;
— материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник, рабочая тетрадь;
— дополнительная литература (словари, справочники);
— плакаты;
— таблицы;
— учебно-техническая документация (утд):
— образцы объектов труда.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа.
Ход урока.
I. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— доведение до учащихся плана урока.
II. Новый материал
1) Организация рабочего места и труда.
На рабочем месте в учебной мастерской должны находиться только те предметы, которые необходимы для работы. Располагают их так, чтобы ими было наиболее удобно пользоваться. Все заготовки и инструменты кладут в зоне досягаемости рук. Чертеж или эскиз изготавливаемого изделия должен быть хорошо виден работающими.
При правильной организации рабочего места затрачивается меньше времени и сил на выполнение определенной работы – повышается производительность труда.
2) Правила внутреннего распорядка и организация рабочего места.
- Занимать и оставлять рабочее место можно только с разрешения учителя.
- Перед работой проверить состояние рабочего места и инструментов. Обнаружив неисправные инструменты, сообщить учителю.
- Работать в спецодежде, иметь при себе дневник, тетрадь, резинку, карандаш, ручку.
- Рабочие инструменты на столярном верстаке класть в лоток режущей частью от себя, на слесарном и универсальном – так, чтобы ими было удобно пользоваться.
- Не класть тяжелые предметы на край верстака. Следить за тем, чтобы режущие части инструментов не свисали с верстака.
- Работать только исправным и остро заточенным инструментом, не отвлекаться во время работы, контролировать ее выполнение.
- Строго соблюдать установленные для каждого вида работы правила безопасности.
- В случае недомогания или получения травмы немедленно сообщить об этом учителю.
- После работы очистить инструменты и поместить их в отведенные для них места, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.
3) Графическое изображение деталей цилиндрической формы.
На уроках труда мы будем изготавливать изделия, которые наряду с плоскими прямоугольными деталями содержать и детали цилиндрической формы. Такую форму имеют, например, ручки киянок, лопат, граблей и др. В конструкторской документации цилиндрические детали изображают так, как это показано на рисунке. При выполнении чертежей простых деталей, имеющих цилиндрическую форму, можно ограничиться одним главным видом. Знак диаметра и осевая линия на изображении свидетельствуют о цилиндрической форме детали. Другие виды показывают только в том случае, если на деталях есть элементы, форму которых трудно показать по одному виду. Детали цилиндрической формы часто имеют такие конструктивные элементы, как фаски, галтели, буртики и др. Размеры фаски на чертеже указывают записью типа 3 х 45о, где 3 – высота фаски, 45о – угол, под которым она выполнена.
Конструктивные элементы цилиндрических деталей.
Чтобы изготовить изделие, состоящее из нескольких деталей, нужно сначала сделать отдельные детали по их чертежам, а затем собрать изделие. Для сборки изделия из готовых деталей применяют сборочные чертежи.
Сборочный чертеж относится к конструкторской документации. На нем изделие
изображают в собранном виде со всеми входящими в него деталями.
В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия, масштаб и другие данные, относящиеся к изделию в целом. В учебных чертежах над основной надписью располагают таблицу – спецификацию, содержащую основные данные о входящих в изделие деталях. В первой графе спецификации указывают порядковые номера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записывают сверху вниз. Во второй графе указывают название каждой детали. В двух последующих графах указывают количество деталей и материал, из которого они изготовлены. Последняя графа – примечание. В ней могут содержаться данные об особенностях того или иного материала. Около изображения каждой детали на сборочном чертеже наносят номер позиции, присвоенной данной детали в спецификации. На сборочном чертеже наносят только те размеры, которые необходимы для правильного соединения деталей друг с другом.
III. Закрепление материала.
Вопросы:
- Основные правила внутреннего распорядка в учебных мастерских.
- Основные правила организации рабочего места.
- Особенности графического изображения деталей цилиндрической формы.
- Изображение конструктивных элементов (фасок, галтелей, пазов, буртиков и др.).
IV. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж учителя:
— сообщение названия практической работы;
— разъяснение задач практической работы;
2.Чтение чертежей деталей цилиндрической и фасонной форм. (Используются учебные таблицы и классная доска).
3. Вычерчивание эскиза картофелемялки в рабочих тетрадях.
Вспомнить, что такое эскиз. Эскиз – это изображение детали, выполненное от руки, без соблюдения точного масштаба, с выдерживанием пропорции между частями детали. Правила построения эскиза, нанесения размеров.
4.Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
5. Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок учащихся;
— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
V.Заключительная часть.
1. Подведение итогов занятия.
2. Задание на дом:
- подобрать, вычислить, проставить свои размеры картофелемялки.
Технология 6 класс.
Урок № 10.
Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.
Тема. Понятие о машине.
Цели урока: 1. Дать понятие о машине, о роли машин в современном производстве. Ознакомить с их классификацией, графическим изображением некоторых механизмов и научить составлять простейших кинематических схем.
2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, графических способностей.
3. Воспитание бережного отношения к технике.
Оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
— станки, машины;
— инструменты, приспособления;
— материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник (учебное пособие);
— рабочая тетрадь;
— сборник заданий;
— дополнительная литература (словари, справочники);
— плакаты;
— таблицы;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока.
II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания. Повторение.
- Анализ подобранных размеров картофелемялки.
Вопросы для повторения:
- правила внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- особенности выполнения чертежей деталей цилиндрической формы;
- изображение конструктивных элементов;
- особенности сборочных чертежей.
III. Изложение нового материала.
1) Роль машин в современном производстве.
Машины используют во всех отраслях народного хозяйства и в быту. Они выполняют разнообразные функции и работают в самых различных условиях. Все это учитывается при конструировании машин. Поэтому по устройству и принципу действия машины могут сильно отличаться друг от друга.
2) Понятие о машине.
Машина – техническое устройство, состоящее из механизмов и преобразующее энергию, материалы или информацию. Например, при работе сверлильного станка происходить преобразование электрической энергии в механическую, необходимую для изготовления деталей из древесины и металлических материалов.
Основные механизмы машины:
- двигательный;
- передаточный;
- исполнительный.
3) Классификация машин.
Термины «транспортный», «транспортирующий» происходят от латинского слова, означают в переводе «переносить, перемещать, перевозить». Термины «информация» и «машина» переводятся с латинского соответственно как «разъяснение, изложение» и «сооружение». Термин «энергия» в переводе с греческого означает «деятельность».
4) Механизмы машин.
Механизм – совакупность подвижно соединенных деталей (звеньев), совершающих под действием приложенных сил определенные целесообразные движения. Различают механизмы передачи движения и механизмы преобразования движения.
В каждом механизме есть ведущая и ведомая детали. Ведущая приводится в движение внешней силой (двигателем, рукой и др.), а ведомая получает движение от ведущей. Отношение частоты вращения ведущего звена механизма к частоте вращения ведомого называется передаточным числом и выражается через отношение диаметра D2 (или числа зубьев z2) ведущего шкива к диаметру D1 (или числу зубьев z1) ведомого шкива: u = D2|D1 = z2|z1.
5) Схемы.
Схема – документ, содержащий изображение составных частей изделия и поясняющий связи между ними. На схемах детали показывают условными обозначениями и приводят не все детали, из которых состоит сборочная единица механизма и прибора. Кинематические схемы показывают передачу движения.
IV. Практическая работа.
1) Вычерчивание условных обозначении для кинематических схем.
2) Вычерчивание кинематической схемы токарного станка по обработке древесины СТД – 120.
3) Обсуждение кинематики станка.
V. Заключительная часть.
1) Подведение итогов занятия.
2) Задание на дом:
- начертить кинематическую схему зажима столярного верстака.
Технология – 6 класс. Урок № 11.
Раздел. Технология обработки древесины, элементы машиноведения.
Тема. Токарный станок по дереву.
Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка по обработке древесины (СТД-120М), с правилами организации труда, подготовки станка к работе и правилами техники безопасности.
2.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, овладению учащимися всеми видами памяти.
3. Воспитание бережного отношения к станочному оборудованию, к режущим инструментам.
4. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Оснащение урока.
- Материально – техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
— станок СТД 120М,
— инструменты, приспособления;
— материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник (учебное пособие);
— рабочая тетрадь;
— дополнительная литература (словари, справочники);
— плакаты;
— таблицы;
— учебно-техническая документация (утд):
• технологические карты (ТК);
• инструкционные карты (ИК);
• инструкционно -технологические карты (ИТК);
— образцы объектов труда;
— образцы поузловой обработки изделий;
— материалы для контроля знаний учащихся:
— карточки-задания,
— тесты.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, объяснение, показ, практическая работа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока.
II. Проверка учащимися домашнего задания. Повторение.
- Проверка кинематической схемы зажима столярного верстака.
Вопросы для повторения (фронтальный опрос учащихся).
- Роль машин в современном производстве?
- Что такое машина, из каких частей она состоит?
- Классификация машин, чем отличаются рабочие машины от энергетических?
- Какие виды механизмов вы знаете?
III. Изложение нового материала.
1) Назначение токарного станка по дереву.
Изготовление цилиндрических деталей вручную – трудоемкая и длительная работа. Да и трудно получить изделие хорошего качества. Гораздо быстрее и точнее можно сделать цилиндрическую деталь на токарном станке. (Показываются изделия, изготовленные на токарном станке путем точения). Рассказывается технологические возможности станка.
2) Устройство станка.
Основные части токарного станка:
- передняя бабка, - подручник,
- задняя бабка, - электродвигатель.
- станина,
Корпус передней бабки расположен на станине. В нем установлен шпиндель, который приводится во вращательное движение от электродвигателя через ременную передачу. На шпинделе крепится двухступенчатый шкив, следовательно, шпиндель может иметь две ступени вращения. Устанавливается он в подшипниках. На конце шпинделя нарезана резьба, на нее навинчивается патрон, в котором закрепляется заготовка.
Задняя бабка служит для закрепления центра, которым поддерживается заготовка (правая опора). Заднюю бабку подводят по направляющим станины и закрепляют неподвижно болтом и гайкой. Окончательно конец заготовки поджимают специальной деталью – центром. Его перемещают вращением маховика и закрепляют зажимом.
Подручник состоит из следующих деталей: гайки с рукоятками, прижима, болта, бруса с прорезью, стержня, рукоятки. Подручник можно перемещать вдоль станины закреплять в нужном месте.
Включение и выключение станка осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».
3) Процесс резания (точения).
Точение – это операция обработки материалов снятием стружки для получения деталей с поверхностями вращения и их различных сочетаний. Процесс точения древесины осуществляется двумя основными движениями.
Главное – вращательное движение заготовки.
Движение подачи – ручное перемещение инструмента. Вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
4) Подготовка станка к работе и выбор заготовок.
На токарном станке обтачивают в основном заготовки из древесины лиственных пород – березы, бука, клена, липы, ольхи, ясеня. Они должны быть сухие, без сучков и трещин. Желательно использовать древесину с волнообразным расположением волокон: такие заготовки в процессе обработки меньше трескаются, не раскалываются.
При подборе заготовок учитывают припуск на точение
и крепление в станочных приспособлениях: 5-6 мм. по
диаметру и 40-60 мм. по длине. На торцах заготовки
проводят диагонали. Полученные точки в местах их
пересечения накалывают шилом или наносят кернером
Рубанком сострогают боковые грани бруска, придавая
Заготовке форму восьмигранника.
Заготовки небольшого диаметра и длиной до 150
мм. закрепляют в патроне. Перед этим конец заготовки немного сострагивают под конус, забивают в патрон.
Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце. Для этого в центре торца заготовки просверливают отверстие диаметром 4-5 мм. На глубину 8-10 мм. После этого через центр отверстия делают пропил ножовкой на глубину 3-5 мм. В центре другого торца заготовки кернером делают углубление.
Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе. Заготовка зажимается центром задней бабки. Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами. Длина шурупа подбирается так, чтобы шуруп не входил в обрабатываемую заготовку.
Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная поверхность была на 2-3 мм. выше уровня линии центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на один оборот.
5) Правила безопасности труда.
- Работать только в специальной одежде.
- Перед началом работы проверить исправность защитных сооружений.
- Для проверки исправности станка сначала провернуть шпиндель от руки, а затем запустить на холостом ходу.
- Не прикасаться к движущимся частям станка, не облокачиваться на станок и не тормозить его после выключения руками.
- Останавливать станок при измерении обрабатываемой заготовки, смене и проверке надежности ее крепления, а также при перерыве в работе.
- Во всех случаях неполадок и при возникновении любых неясностей работу прекратить и обратиться за помощью к учителю.
IV.Закрепление материала.
- Назовите основные части станка.
- В чем назначение передней, задней бабок и подручника?
- Для чего служит патрон и планшайба?
V. Практическая работа.
1) Подготовка заготовок.
2) Упражнения по закреплению заготовок.
VI.Заключительная часть.
- Уборка рабочих мест. – Подведение итогов.
|